Нападение чести, достоинства и деловой репутации

Моббинг, буллинг, хейтинг, флейминг. Какие новомодные англицизмы не используй, в основе одно – травля. Эта история о том, как были разоблачены и наказаны анонимные организаторы психологического террора, распространявшие фейковые обвинения и оскорбления в интернете.

Павел Кортунов (в офисе юридической фирмы)

Жертвой стала Надежда Рослякова, основательница сети центров медицинской косметологии, частая гостья рейтинговых телешоу для своей целевой аудитории. Как правило, такие медийные персоны находятся в зоне особого риска. В современном мире, в котором донести свою точку зрения до миллионов людей можно в два клика, много кто жаждет «хайпануть».

Но если успешный предприниматель и профессионал своего дела становится жертвой информационного нападения, совершённого далеко не в развлекательных целях? Если ваш бизнес пытаются похоронить утверждениями об использовании контрафактных препаратов, поддельных сертификатов и отсутствии лицензий, в выполнении процедур в условиях антисанитарии, в отсутствии у вас и сотрудников соответствующего образования? Если фотографии с вашим изображением копируют на свою площадку и оставляют под ними грязные комментарии? Как это понимать?

Достаточно просто. Либо вы – мошенник и заслужили праведный гнев общества, либо по другую сторону оптоволоконного кабеля находятся сказочные персонажи, уделяющие вашей жизнедеятельности львиную долю времени. Им либо «заказали» вас конкуренты, либо у них имеются личные мотивы испортить вам жизнь. Хотя в большинстве случаев для агрессоров и не нужна причина. Спусковым крючком могут быть всего лишь ваш стиль поведения, манера общения, внешний вид, раздражающие на субъективном уровне.

Обратившись в нашу юридическую фирму бизнесвумен сообщила, что за долгие годы работы никто не предъявил к ней ни одного иска о некачественности услуг или о возмещении вреда здоровью, не подал ни одной жалобы в Росздравнадзор, Роспотребнадзор или в Прокуратуру. Был только один инцидент. Только один.

Разбойники чести орудовали на протяжении пяти лет. Организовали сообщества в социальных сетях «ВКонтакте» и «Instagram» под названием «Народ против Росляковой» (в доменном имени). Приклеили к клиникам ядовито-яркие ярлыки авантюристов с большой дороги, которые лихо уродуют ускользающую красоту обратившихся к ним дам.

Беглое анатомирование наглых аккаунтов привело к любопытным впечатлениям: их основной «фишкой», томно манящей невероятно желчным содержанием, оказались т.н. «белый» и «чёрный» списки косметологов. В них беззастенчиво рекламировались семинары и приёмы тех из них, кто был включён в «белый», и живыми закапывались те, кого осчастливили попаданием в «чёрный».

В дополнение ко всему было открыто частное сообщество-клон с платным доступом. Причём, сама по себе оплата не являлась гарантией благосклонности модераторов. Врата косметологического рая открывались после прохождения виртуального «фейс-контроля», критериям которого позавидовали бы самые элитные ночные клубы. Работала импровизированная служба безопасности, анализировавшая личные страницы соискателей в поисках любых связей с фигурантами списка изгоев.

Это укрытие от лишнего шума и пыли, не допускающее никакой возможности отреагировать на содержание контента, явилось самой объективной иллюстрацией его предвзятости. Оставалось выяснить личности анонимных владельцев тихой гавани, в которой десятки тысяч подписчиков, зомбированные будто в языческих культах, направлялись к одним специалистам и отсекались от других.

Деанонимизация

В суд отправилось заявление в порядке особого производства (предъявляется в тех случаях, когда ответчики неизвестны, и классическое исковое производство пока недоступно). В ходе его рассмотрения судебные запросы последовали в офисы «ВКонтакте» – о предоставлении регистрационных данных администраторов сообществ, среди которых всегда указываются номера их мобильных телефонов; и операторов сотовой связи – о предоставлении персональных данных абонентов. После их получения маски были сорваны. К тем, кто прикрывался ими, подан иск.

Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации позволяет просить у суда: 

  • обязать ответчика опровергнуть порочащие вас сведения;
  • обязать его опубликовать опровержение таких сведений;
  • запретить их дальнейшее распространение в любом виде и форме навсегда;
  • взыскать возмещение причинённого морального вреда для гражданина, или репутационного вреда для компании;
  • взыскать убытки от атаки на ваш бизнес;
  • взыскать все понесённые по делу судебные расходы;
  • взыскать компенсацию за фактическую потерю времени в том случае, если оппоненты систематически противодействовали правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

Нуар киберпространства сменился ослепительностью оффлайна. У оппонентов впервые возникла диковинная обязанность отвечать за свои слова. Они справедливо отдали себе отчёт в том, что их сакральный проект находится под угрозой, и оказали активное сопротивление.

Выяснилось, что один из трёх администраторов сообществ – экс-пациентка, которой не понравился эстетический эффект от одной из процедур, проведённых как раз пять лет назад. Она даже обращалась с заявлением в полицию, в котором выдвигала до боли знакомые претензии, но получила Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.

Это и был тот самый единственный инцидент. Именно после него началась организованная кампания по «обличению» центров медицинской косметологии.

Совпадение? Не думаем.

Признание вины через истребование у потерпевшего доказательств своей невиновности.

Надежда Рослякова

Незаметно для самих ответчиков признание их вины последовало в момент, когда они просили суд истребовать у истца накладные на все препараты, закупленные от Рождества Христова, дипломы и сертификаты всех врачей и медсестёр, лицензии всех центров.

Иными словами, ответчики переложили на потерпевшую бремя доказывания своей невиновности. И, тем самым, – невольно – признали, что в момент совершения публикаций никаких подтверждений их достоверности у них не имелось.

Несмотря на это, суду был предоставлен огромный массив документации, который занял бы отдельное багажное место в самолёте. Установлено, что все утверждения ответчиков в рамках этого спора – неправда.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2019 г. по делу №А56-96718/2018 исковые требования Надежды Росляковой удовлетворены. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2019 г. обжалованное ответчиками решение оставлено без изменений и вступило в силу.

Более всего из позиции защиты врезалось в память либеральное заигрывание с Конституцией Российской Федерации, в части 3 статьи 17 и в статье 29 которой установлена возможность выражения каждым своего мнения и убеждения любым законным способом, не нарушающим права и свободы других лиц, а цензура запрещена. Это обязывает суд как орган правосудия обеспечивать баланс как прав человека на свободное выражение взглядов, так и прав на защиту всеми своей чести, достоинства и деловой репутации.

Ответчики проглядели самую главную ценность конституционных прав, оберегающую каждого россиянина: выражение свободы мысли и слова именно законным способом.

Не будем забывать, что правовая система России состоит, в том числе, из ратифицированных международных договоров. Самым выдающимся из них является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, на страже которой стоит Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

В статье 10 Конвенции отчеканено право каждого на свободное выражение мнения. Но осуществление этой свободы налагает ответственность и может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях защиты репутации или прав других лиц.

Почувствуйте себя в демократическом обществе.

Читайте по теме:
Отстаиваем доброе имя
Вирусный маркетинг конкурентов
Защита деловой репутации в интернете

Приглашаем Вас на консультацию, и фирма обязательно защитит Ваши права!

С уважением,
Управляющий партнёр
Павел Кортунов

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

VKFacebookTwitterLinkedIn

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять