Брачный договор в реальности

Пойдём по пути «Разрушителей легенд» из популярной телепрограммы канала Discovery и внесём ясность в такой институт семейного права, как брачный договор.

Павел Кортунов

Представление о нём сложилось благодаря европейской и заокеанской традиции, где две пары из трёх перед свадьбой абсолютно спокойно, как само собой разумеющееся, заключают брачный контракт. В нём оговаривается огромное множество нюансов личной жизни и имущественных отношений. Зачастую документ превращается в многотомное произведение юридического искусства, особенно в среде знаменитостей.

Супруги устанавливают насколько часто будут заниматься сексом, ходить в кино, спортзалы или рестораны, употреблять алкоголь, дарить подарки; каким образом хотели бы воспитывать детей, вести домашнее хозяйство; гарантируют, что не будут изменять друг другу, соблюдая высокие моральные принципы, и т.п. Но главное – определяют ответственность за невыполнение любого из этих пунктов в виде штрафов или лишения всего имущества.

Российские реалии волнуют нас в гораздо большей степени и потому определимся, какие же возможности имеют супруги, заключая брачный договор перед вступлением или во время брака. И сделаем мы это на примере актуальной судебной практики – Определения Верховного суда РФ от 20.12.2016 г. № 5-КГ16-174.

Супруги 20 лет находились в браке. После развода жена обратилась в суд за разделом совместно нажитого имущества и просила признать её право на все активы мужа. В качестве основания сослалась на брачный договор, по которому в случае недостойного поведения мужа (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий) имущество, нажитое во время брака, переходит в собственность жены.

В этом конкретном деле у главы семейства имелись и приобретённые во время брака акции, доли в имуществе и в доходах коммерческих организаций, банковские вклады и, наконец, квартира с нетривиальной обстановкой. Суд согласился с истцом (женой), что, конечно, явилось шоком для ответчика. По всей видимости, только после этого он обратился за квалифицированной юридической защитой. В результате был подан иск о недействительности брачного договора, и он был удовлетворён целиком и полностью.

Теперь уже супруга обратилась с апелляционными и кассационными жалобами, и только Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ смогла поставить последнюю точку в животрепещущем деле, встав на сторону мужа. Вывод прост – «драконовские» условия брачного договора поставили супруга в крайне неблагоприятное положение, поскольку после расторжения брака он лишился всего совместно нажитого имущества.

Судьи направили яркие софиты на использование федеральным законодателем такой оценочной характеристики, как «крайне неблагоприятное положение». По их мнению, она преследует своей целью эффективное применение этой нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. Вопрос же о том, ухудшают ли условия конкретного брачного договора положения одной из сторон, решается судом в каждом конкретном случае. Самое время продемонстрировать адвокатские возможности в состязательном процессе.

Брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, регулировать личные неимущественные отношения между ними, равно как права и обязанности супругов в отношении детей, и иметь другие условия, которые противоречат основным началам семейного законодательства. Такие условия заведомо ничтожны – недействительны не в силу решения суда, а в силу закона.

Настоящий брачный договор может регулировать права и обязанности супругов по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включать в себя любые иные положения, касающиеся имущественных отношений. Ключевое слово – имущественных.

Никто не вправе заставить вас отказаться от свободы, в чём бы она не заключалась – свободы передвижения, выбора занятий, места проживания, образа жизни, метода воспитания детей.

Быть вместе – быть свободнее с любимым человеком. Не наоборот.

Если один из супругов проводит в баре или ночном клубе времени больше, чем дома, даёт фору худшим персонажам из любовной беллетристики или является латентным поклонником фильмов на манер «Пятьдесят оттенков серого», и после брака вам открылись эти неожиданные черты – это не повод включать в брачный договор жёсткие санкции. Наилучшее воздаяние – само расторжение брака, ведь нет наказания лучше, чем оставить прошлое в прошлом.

Как у Будды: не дарите своим недругам радость внимания. И они исчезнут.

Две иллюстрации из собственной практики:

  1. Супружеская чета совместно обратилась в нашу юридическую фирму за расторжением брака в судебном порядке и разделом имущества на основании договора: квартира – жене, приличные алименты – детям, загородный дом и доли в ООО – мужу. Цивилизованно, быстро, экономно – это и есть современный брачный договор без лирических отступлений;
  2. Другая супружеская чета в лице супруги обратилась за консультацией по поводу расторжения брака и раздела совместно нажитого имущества в условиях заключённого брачного договора, по которому мужу-предпринимателю после развода оставалось всё имущество и бизнес-активы. По словам клиентки, муж угрожал, что заберёт двух общих несовершеннолетних детей в случае, если она не подпишет договор. Нагло, цинично, аморально – это брачный договор, которым прикрываются люди, изнутри снедаемые мизантропией. Мы обратились в суд и в трёх инстанциях разорвали в клочья этот фейк.

Реальный брачный договор – это наше завтра. Он не подменяет доверия любящей пары. Он проясняет экономическое будущее для мужчины и женщины, позволяя совершенно спокойно чувствовать себя в имущественном плане на случай расставания.

Приглашаем Вас на консультацию, и фирма обязательно защитит Ваши права!

С уважением,
Управляющий партнёр
Павел Кортунов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection