Нападение прав потребителей

Помнится, довелось мне принять участие на Пятом канале в дискуссии по проблематике защиты прав потребителей. Это одна из отраслей права, которой юридическая фирма «Павел Кортунов и партнёры» уделяет особое внимание. И вышла дискуссия довольно жаркой. Солировал Пётр Борисович Шелищ, автор Закона «О защите прав потребителей», первый Председатель Союза потребителей России и депутат Государственной Думы РФ четырех созывов (1993-2007).

imgl7625-edit-2

Павел Кортунов

В основе всех бед – полярность взглядов у граждан с одной стороны, и у бизнеса с другой. Желание получить услугу дешевле и качественнее против стремления продать дорого и избежать гарантийных обязательств. Мостом между этими крайностями выступает добросовестность у потребителя и репутация у продавца. Вне зависимости от того, идет ли речь о застройщике, о страховой компании, о медицинском центре, о туроператоре или о банке.

Увы, к оценке престижа компании её владельцы могут подходить по-разному. Большинство удовлетворяется присутствием своего детища в определённых бизнес-рейтингах, при том, что многие из них носят откровенно рекламный характер. Хотя театр, как известно, начинается с вешалки. И во взаимоотношениях исполнителя с заказчиком всё начинается с заключения договора.

Во всех случаях типовые формы соглашений, которые готовят юристы организации, в реальности изменить невозможно. «Распишитесь здесь и здесь», — слышим мы, и, конечно, не вчитываемся в текст, напечатанный мелким, если не мизерным шрифтом. Когда же возникают трудности, выясняется много нового и интересного. Например, что простое заявление о выдаче кредита или страхового полиса оказывается договором присоединения к публичным правилам оказания конкретных услуг, а те в свою очередь могут насчитывать и 300, и 400 страниц, а вы их и в глаза не видели.

Следует ли полагать, что вы прочли Библию, ознакомившись лишь с её аннотацией?

В нашей практике был показательный случай, когда юрист одного из ведущих российских банков после неоднократных требований предоставил в суд пресловутые многотомные правила пользования кредитной картой и… не смог рассчитать на основании своего же родного документа ни полную стоимость кредита, ни задолженность по нему. Дословно – «для этого необходимы бухгалтерские знания». Наш иск о признании кредитного договора незаключённым был удовлетворён в полном объёме.

Дело в том, что в России существует презумпция отсутствия у гражданина-потребителя познаний о принадлежащих ему потребительских правах! Она таится в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», который гласит, что суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках оказанной услуги.

Это означает, что исполнителю (продавцу) необходимо доказать, что он на самом деле уведомил вас о действительной цене услуги и подробно объяснил, какие у неё свойства и характеристики, какой результат вы получите. Если он не сможет этого сделать, договор подлежит расторжению, а деньги – возврату. Вот почему крайне важно не подписывать слепо каждую предлагаемую бумажку. Почти в каждом заявлении или анкете заложена мина замедленного действия – отметка о том, что вы всё знаете об услуге и со всем согласны.

Если планируете обратиться за важной или просто дорогостоящей услугой, возьмите почитать проект договора домой и исследуйте его либо самостоятельно, либо с помощью юриста. Идеально пойти и ещё дальше – посмотреть отзывы о компании и «прогуглить» всё что можно о самой услуге, сравнив данные с той информацией, которую получите у специалистов избранной вами организации. Praemonitus, praemunitus. Предупрежден значит вооружен – древняя истина.

Все права потребителя базируются на трёх китах:
1) Право на информацию о товарах и услугах;
2) Право на безопасность товаров и услуг;
3) Право на качественность (соответствие договору и закону).

В случае нарушения этих прав вы имеете возможность потребовать:
1) Безвозмездно устранить недостатки товара, работы или услуги;
2) Соразмерно уменьшить цену;
3) Заменить товар;
4) Расторгнуть договор и вернуть деньги;
5) Возместить убытки или расходы на устранение недостатков своими силами.

Поверьте, закон работает только если вы пользуетесь его возможностями и осмотрительны в защите своих прав. Лучше потратить немного времени, чтобы разобраться в том, какие же права вам принадлежат, нежели разбираться потом с ворохом ненужных и раздражающих проблем.

Сегодня законодательство позволяет идентифицировать заведомое манипулирование правами потребителя и, тем самым, более успешно отстаивать права. С этой целью мы зарегистрировали в Министерстве юстиции РФ собственное Общество защиты прав потребителей*, имеющее ряд возможностей, которыми не обладают адвокаты и юрисконсульты.

Среди них – участие в разработке обязательных требований и проектов законов; проведение проверок и независимой экспертизы качества, безопасности и соответствия информации о товарах и услугах закону и договору. Наконец, направление результатов проверок в Прокуратуру для принятия мер реагирования.

По статистике всё больше и больше граждан решаются отстаивать потребительские права в суде. Так, если в 1998 году было подано всего 27 тысяч исков, в 2007 году – уже 95 тысяч, в 2010-ом – 315 тысяч, то сегодня – свыше полумиллиона. Не будем же стесняться! Давайте и в дальнейшем участвовать в росте этой статистики!

* Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Ленинградское»». ОГРН 1144700000147. Свидетельство о государственной регистрации с учётным №4712011025 от 21.02.2014 г.

Мы приглашаем Вас на консультацию, и фирма обязательно защитит Ваши права!

С уважением,
Управляющий партнёр
Павел Кортунов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection