Если есть большие «фабрики троллей», действующие на уровне государств, существуют и более скромные – на корпоративном уровне. Эти персонажи из злых сказок нацелены на то, чтобы распустить о конкурентах клеветнические слухи, используя инструменты вирусного маркетинга для зачистки под себя определённого сегмента рынка. Или просто для усложнения жизни, если крестовый поход носит личный характер.
![Павел Кортунов](/wp-content/uploads/2019/01/IMGL1648-683x1024.jpg)
Павел Кортунов
Крутизну вирусного маркетинга наилучшим образом отразил Кристофер Нолан в замечательной кинокартине «Начало». Герой Лео ДиКаприо насаждал зёрна сомнения (определённую информацию) в голове жертвы (предпринимателя, заказанного соперником). И «лох» следовал написанному сценарию, думая, что руководствуется своим мнением.
В практике нашей юридической фирмы отметилось дело, в котором одна из крупных страховых компаний намеренно не направляла людей по полисам ДМС в конкретную сеть медицинских центров, увеличивая, тем самым, поток в собственную клинику. Операторы, которым звонили люди, сообщали о том, будто эта сомнительная сеть проходит проверку качества оказываемых услуг, и на это время категорически не рекомендовали к ней обращаться.
Сопровождалось это интернет-маршем жалоб пациентов, которые стройными шеренгами, чеканя шаг, как на плацу, обрушились на неумелые манипуляции докторов. В воздухе витал сталинский фантом «убийц в белых халатах». Осталось ли загадкой, почему никто не обратился в Росздравнадзор, прокуратуру или в суд? Как вы догадываетесь, нет.
Что предпринять в подобных ситуациях? Прежде всего, настроиться на боевой лад и зафиксировать факт распространения недостоверной информации. Самый верный способ – оформление у нотариуса протокола осмотра доказательств, который потребуется на случай удаления контента после возбуждения дела. Не помешают и свидетели. Наша обязанность легко, уверенно и убедительно ответить на вопрос судьи:
— Какие ваши доказательства?
Важно определить ответчика, к которому предъявляются требования. Если это, поначалу, невозможно – не проблема! Вместе с обычным исковым производством процессуальное право предусмотрело в суде особое производство – о признании фактов. В его рамках суд направит соответствующие запросы для установления личностей авторов публикаций – владельцам сайтов, операторам мобильной связи, СМИ и т.д.
Далее готовимся к назначению по делу фоноскопической или лингвистической экспертизы – они проводятся для определения того или иного значения слов и высказываний с выявлением выраженных в них смыслов и характера воздействия на адресата или аудиторию. Заранее убеждаемся в том, что не только вы «правильно» понимаете месседж неприятелей, ведь оппоненты вполне могут закатить глаза и заявить, что никакой крамолы не было, так, набор взглядов и впечатлений.
Наконец, точно формулируем исковые требования: вы имеете право на опровержение информации, её удаление и запрет на её распространение, а также возмещение убытков и морального вреда (у юрлиц – репутационного).
NB: если предъявляете претензии к сведениям, порочащим вас – их соответствие действительности доказывают плохие ребята (ответчики); если к любым сведениям, не соответствующим действительности – мяч на вашей стороне (истца).
Приглашаем Вас на консультацию, и фирма обязательно защитит Ваши права!
С уважением,
Управляющий партнёр
Павел Кортунов