Отмена приговора по вновь открывшимся обстоятельствам

Вас незаконно осудили? Вы невиновны? Доказательства сфальсифицированы? Свидетели лживы? Следствие необъективно? Государственный обвинитель ангажирован? Суд – театр, а люди в нём актёры?

Об отмене приговора по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам спустя семь лет после незаконного осуждения клиента нашей юридической фирмы.

Павел Кортунов

В уголовном процессе искать и находить ответы на эти вопросы не только можно, но и нужно. Никогда не сдавайтесь! Это требует высокой компетентности в уголовно-процессуальном праве и чётко направленной активности защитников несправедливо осуждённых по поиску и представлению вполне ясных и понятных аргументов для отмены неправосудных актов.

В 2016 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга осудил петербургскую предпринимательницу за мошенничество в особо крупном размере. Ольга Владимировна Розенштейн, мать шестерых детей, снискала в СМИ незаслуженную славу аферистки из-за возбуждения в её отношении уголовного дела, эпизоды которого вполне могли бы лечь в основу новой книги Андрея Константинова.

За защиту подозреваемой в те времена взялся Евгений Михайлович Шеянов, принимавший страждущих в адвокатском бюро International Evroasian law Bureau OU на Лиговке (Лиговском проспекте Санкт-Петербурга). Это бюро являлось представительством Международной Евразийской Коллегии Адвокатов I.E.L.C. из Великобритании, которая, в свою очередь, имела офисы также в Таллине, Киеве, Бухаресте и Сан-Хосе (Коста-Рика) и оформляла второе гражданство всем, кому хотелось бы покоя и тишины в странах Центральной и Южной Америки. Помимо этого, бюро являлось представительством международного регистратора ICG TAXC LIMITED, предлагающего самые низкие цены на готовые и регистрируемые оффшорные юрисдикции в укромных уголках мира.

Эта занимательная география была бы достойна пера Джона Гришема, если бы в действительности не представляла собой дешёвое бульварное чтиво в мягкой обложке. Выяснилось, что это один огромный айсберг из пенопласта.

К сожалению, разоблачение состоялось уже после осуждения Розенштейн О.В. Её «адвокат» оказался не только фейковым, но и ранее трижды судимым – за мошенничество, отмывание денег и совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов.

Используя поддельное удостоверение адвоката, человек с Лиговки, будто наследник тех, кто промышлял в этом когда-то самом небезопасном районе столицы Российской Империи, без стеснения заявлялся в правоохранительные и следственные органы – обманывал дознавателей и следователей, нарушал тайну следствия. Но, самое циничное, он защищал обвиняемых по уголовным делам, чего категорически не имел право делать, поскольку нарушал их право на судебную защиту, провозглашённое в ст. 46 Конституции Российской Федерации.

На фоне первого шока и подавленной психики, подобный «деловой подход» казался неизбежной, вычурной данностью этого проклятого мира.

Спустя некоторое время силы для сатисфакции нашлись. Тогда и вскрылась нелицеприятная правда: женщину, нуждающуюся в квалифицированной юридической помощи после задержания, попросту жёстко «развели», да ещё и в декорациях государственной системы.

Кадр из фильма «Не будите спящую собаку» (1991)

Чем-то это напоминает сюжет фильма «Не будите спящую собаку», иронично запечатлевшего авантюризм «кидал» начала девяностых. Разница лишь в том, что в кино плохой парень представлялся прокурором, а здесь адвокатом.

После его осуждения стал возможным пересмотр приговора Розенштейн О.В. по вновь открывшимся обстоятельствам.

По закону обращение с заявлением о пересмотре не ограничено никакими сроками. Предъявляется такое заявление не в суд, а прокурору, который возбуждает соответствующее производство и направляет материалы руководителю следственного органа для расследования вновь открывшихся (или новых) обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

По окончании проверки или расследования и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования в суд.

Основание для пересмотра приговора в этом деле – абсолютное.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» указано, что право обвиняемого на защиту включает в себя не только право пользоваться помощью защитника, но и право защищаться лично и (или) с помощью законного представителя всеми не запрещенными законом способами и средствами (часть 2 статьи 16, пункт 11 части 4 статьи 46, пункт 21 части 4 статьи 47 УПК РФ). Процессуальные права обвиняемого не могут быть ограничены в связи с участием в деле его защитника и (или) законного представителя.

В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 29 судам необходимо иметь в виду, что предусмотренное частью 1 статьи 50 УПК РФ право на приглашение защитника не означает право обвиняемого выбирать в качестве защитника любое лицо по своему усмотрению и не предполагает возможность участия в деле любого лица в качестве защитника. По смыслу положений части 2 статьи 49 УПК РФ, защиту обвиняемого в досудебном производстве вправе осуществлять только адвокат.

А в соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 29, согласно части 1 статьи 51 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно.

В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 29 говорится о том, что судам надлежит реагировать на каждое выявленное нарушение или ограничение права обвиняемого на защиту. При наличии к тому оснований суд, в частности, вправе признать полученные доказательства недопустимыми (статья 75 УПК РФ), возвратить уголовное дело прокурору в порядке, установленном статьей 237 УПК РФ (часть 3 статьи 389.22, часть 3 статьи 401.15 УПК РФ), изменить или отменить судебное решение (статья 389.17, часть 1 статьи 401.15 УПК РФ).

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2021 № 43 «О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора», вновь открывшимися признаются обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора, определения, постановления суда в законную силу, но не были известны суду (пункт 1 части 2 статьи 413 УПК РФ).

По смыслу закона к таким обстоятельствам относятся преступные действия не только потерпевшего, свидетеля, эксперта, переводчика, дознавателя, следователя, прокурора, судьи, но и других участников производства по данному уголовному делу и лиц, не являющихся таковыми (например, преступные действия специалиста, давшего заведомо ложное заключение; защитника, представившего в качестве доказательства заведомо подложный документ; лица, принудившего свидетеля или потерпевшего к даче заведомо ложных показаний), если эти действия повлекли постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения, постановления суда.

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2021 N 43 судам следует иметь в виду, что вновь открывшиеся обстоятельства могут быть установлены вступившим в законную силу приговором суда (часть 3 статьи 413 УПК РФ), а также определением или постановлением суда о прекращении уголовного дела, постановлением следователя, дознавателя или прокурора о прекращении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенным как по основаниям, указанным в части 5 статьи 413 УПК РФ, так и по иным нереабилитирующим основаниям (например, в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа).

Возможно, магическая связь расположения здания прокуратуры на той же Лиговке, где ранее базировалось логово мошенников, сыграла свою роль, но получили мы от помощника прокурора Центрального района Санкт-Петербурга не только отказ в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, но ещё и отказ не по форме – не в виде постановления, а в виде простого письма (счастья). Его содержание позволим себе не раскрывать, дабы не позорить без разбора прокурорские мундиры. Всё-таки в них облачено множество компетентных и порядочных людей.

Согласно статей 125, 416 УК РФ мы обжаловали этот отказ в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга. Несмотря на повисший в воздухе скепсис, особенно со стороны главной героини этого материала, утомлённой целым десятилетием постигшей её криминальной трагедии, 20.03.2023 суд вынес постановление об отмене отказа прокурора и об обязании исправить допущенные нарушения закона.

Эта статья про веру. Не религиозную, разумеется, не про реальность сверхъестественного. А про признание истиной – правды, независимо от фактического обоснования, и её интеллектуальную, профессиональную, этическую защиту. Про необходимость поддерживать огонь своих сил на протяжении долгой стайерской дистанции, и никогда не останавливаться. Странно, что бизнес-коучи, лидеры-инфлюенсеры и психологи учат этому для достижения успеха, когда у вас всё хорошо, и теряют дар речи, когда всё плохо. Мы, юристы, исправим эту ошибку.

Читайте по теме:
Разоблачение лже-адвоката – мошенника

Приглашаем Вас на консультацию, и мы обязательно защитим Ваши права.

Справедливость здесь! ®
Павел Кортунов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection