Вам нанесли оскорбление? В некоторых случаях самым правильным способом защиты явилось бы объявление дуэли, но не каждый готов стреляться на Чёрной речке. Самый цивилизованный вариант сатисфакции – иск в суд о компенсации морального вреда.

Павел Кортунов
После декриминализации ст. 130 Уголовного кодекса РФ наказание за оскорбление переехало в ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В качестве санкций остались только денежные штрафы, а обязательные, исправительные работы и ограничение свободы канули в небытие.
Полномочиями по возбуждению административного производства по факту оскорбления наделен прокурор. Он, безусловно, примет от вас заявление и при невероятно удачном стечении обстоятельств доведёт дело до ума. Но те пара тысяч рублей, которые уплатит в казну злодей (десятки – должностное лицо, или сотни тысяч – юридическое), удовлетворения не принесут.
К тому же будет пополнен бюджет государства, а ваш личный бюджет так и останется ни с чем. Поэтому предлагаем вашему вниманию гораздо более эффективный способ защиты – самостоятельный иск в суд о взыскании морального вреда. Его можно заявить и до осуждения хейтера, и после этого, и вместо этого. Качество правосудия по гражданскому делу будет несопоставимо выше, нежели по административному.
Что считается оскорблением?
Это не только старая добрая нецензурная брань, но и любая отрицательная оценка личности в любом её проявлении, выраженная в неприличной форме и унижающая честь и достоинство человека. То есть это и слово, и жест, действие. И устные, и письменные. И в реале, и в онлайне.
Но если собрать доказательства в интернете не составляет труда (путём нотариального удостоверения скриншотов), то в случае с оскорблением в реальной жизни всё обстоит несколько прозаичнее. Без свидетелей, аудио- или видеозаписей в суд лучше не заходить. Одних лишь слов будет недостаточно.
Трудности возникают у судебной системы и с правовой квалификацией исковых требований. Так, Определением Верховного Суда РФ от 02.04.2019 г. по делу № 49-КГ19-6 восстановлена справедливость в отношении заявителя, который выиграл первую инстанцию и взыскал компенсацию морального вреда за оскорбление, нанесённое прилюдно в стенах Башкирского государственного медицинского университета, но проиграл вторую. Вторая инстанция отменила решение, сославшись на то, что истец не доказал факт распространения утверждений, порочащих его честь и достоинство, и не требовал их опровержения.
Вы будете смеяться, но вся проблема в расположенных по соседству нормах права, в которых Фемида легко может заблудиться.
По ст. 152 Гражданского кодекса РФ подаётся иск о защите чести, достоинства и деловой репутации от распространения сведений, не связанных с нанесением оскорбления. Если в ходе судебного разбирательства ответчик не сможет доказать, что они соответствуют действительности, истец получает право на опровержение таких сведений, запрет их распространения и взыскание убытков.
А по ст. 151 Гражданского кодекса РФ заявляется иск о компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий), причинённого нарушением нематериальных благ, выраженным неприлично и унизительно. Здесь никто не требует никаких отрицаний, ведь человеку от рождения принадлежит право на доброе имя, и доказать предстоит только то, что обращённое к истцу высказывание – оскорбительно.
«Расценки» на хамство в России сравнительно небольшие и варьируются от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей, в зависимости от непристойности и формы высказывания. Сверху, безусловно, взыскиваются все судебные расходы, понесённые истцом, – на оплату услуг представителя и на проведение лингвистической или иной экспертизы, если она потребовалась.
Наказание за слова рублём – признак цивилизованной ответственности оппонента за свою «токсичность». В обществе, в котором бестселлером является книга Александра Глебовича Невзорова «Искусство оскорблять», а рэп-баттлы учат нас в экспрессивном творческом противостоянии унижать друг друга, – это самая надёжная тактика.
Решениями суда в здоровом социуме «нагибают» тех, кто ставит себя выше других на бытовом уровне и уважает только силу.
«Сила – в правде», сказал Данила Багров.
А знаете, как назывался наш первый свод законов? Русская Правда (1016 год).
Так что сила – в законе, который един для всех и признаваем каждым.
Пусть это идеальная система, к которой можно только стремиться. Но право работает именно в столкновении интересов. Борьба – и есть жизнь права.
Приглашаем Вас на консультацию, и фирма обязательно защитит Ваши права!
С уважением,
Управляющий партнёр
Павел Кортунов